Форум

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex

Please consider registering
guest

Log In Register

Register | Lost password?
Advanced Search:

— Forum Scope —



— Match —



— Forum Options —




Wildcard usage:
*  matches any number of characters    %  matches exactly one character

Minimum search word length is 4 characters - maximum search word length is 84 characters

Topic RSS
Почему мой сон не прекращается, если Я — проснулся?
29 September 2011
3:14
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline
81

Речь не идет о многих субъектах, имеющих сознание. Речь идет об отличии одного субъекта, т.е. лично меня, от всех других субъектов. И не в области мысли, а именно в области познания и достоверности познания. Человек нашего времени, появившись в мир, с молоком матери впитывает представление о том, что он один из многих. Он мальчик, и вокруг полно мальчиков. Он ребенок, и вокруг полно детей. Он субъект, и вокруг него все люди, даже животные, такие же субъекты, как и он. То есть, в познании человека онтологизируется сообщество подобных ему субъектов. Что обычно и не подвергается никакому сомнению. Но подвергнуть сомнению такую установку возможно. Это и есть солипсизм. Солипсизм онтологизирует субъективный опыт того субъекта, который этот опыт в данный момент имеет. Мой же личный опыт присутствует только исключительно в моем я.

В том-то и дело, что отличать не значит отлучать. А "гносеолог" первым делом отлучает себя от остальных и пытается найти какую-то достоверность. А это — главная фальш.

В самом деле, я — это единственная форма для мы, и ничего больше. Если убрать этот смысл, то я становиться пустым звуком. Другое дело, что и я и мы могут быть относительные и абсолютные.

В свете такой онтологии наличие субъективных опытов и само наличие других субъектов становится проблематичным, а при более тщательном исследовании просто снимается. Других субъектов нет по определению, потому что их нет в субъективном опыте солипсиста.

Повторю, намеренная изоляция кого-то из нас от остальных делает его пустотой из которой ничего нельзя вывести. Если это солипсизм, то солипсизм пустой, никчёмный, лишённый всякого практического смысла, игрушка праздного ума.

Для меня мое я есть то, с чем я соотношу буквально все в своей жизни. Я ― это субъект, а всё, чем он наполняется в процессе жизни ― желания, страхи, мысли, знания, планы, мечты, намерения и т.п. ― собственно предикаты, нечто привходящее к основе, которой являюсь я. Я это я.

Ну, и что вы будете, если убрать все предметы желаний, страхов, мыслей? Пустая возможность мыслей и чувств…

Про «Я» я уже высказался. Для меня оно не то что не пустое, а, собственно, самое наполненное из всего того, что может быть наполненным. Поскольку, кроме Я, строго говоря, ничего нет вообще, то оно наполнено ВСЕМ. Наполненнее быть невозможно.

Ваше "я" может быть наполнено всем только в случае, если вы определяете себя как Одного из Всех (Нас). Если по-другому, то вы будете наполнены тем эмпирическим мусором, который вашему "я" удалось нахватать за время вашей бытности господином Кончеевым. :)

С некоторых пор я принял решение его не читать и не перечитывать.

Пойти пешком назло кондуктору? :)

Во-первых, сказал бы он, спите Вы ночью, а утром пробуждаетесь. Из этого никак не следует, что после Вашего пробуждения мир должен быть каким-то другим, нежели был, когда Вы ложились спать. И, вообще, наш мир никакой не сон, а явь. Во-вторых, если под сном Вы понимаете просто Ваше наличное бытие, то оно продолжается потому, что на то Воля Божия, а так не нравящийся Вам характер сна определяется первородным грехом, который совершили Ваши прародители. Читайте Ветхий Завет и св. ап. Павла. Иисус освободил Вас от него, уверуйте и спасетесь. Не уверуете, попадете в ад. Ну, может, Соловьев и не был бы столь откровенен.

У меня такое впечатление, что вы Соловьёва совсем не читали, если так пишете…

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
29 September 2011
17:08
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline
82

Вообще, если понимать под солипсизмом фальшивую априорную изоляцию себя от остальных, то я конечно не солипсист.

Но мне просто кажется, что солипсизм можно понимать и глубже, найдя в нём частичку истины, которая и делает его привлекательным для некоторых. Я такое и пытаюсь сделать — может быть и неудачно. :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
1 October 2011
0:02
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline

В том-то и дело, что отличать не значит отлучать. А "гносеолог" первым делом отлучает себя от остальных и пытается найти какую-то достоверность. А это — главная фальшь.

 

Не понимаю, о какой фальши Вы говорите. Так же не понимаю, где Вы видите какое-либо «отлучение от остальных». Любой человек, хоть понимающий, что такое солипсизм, хоть не понимающий или вообще не знающий о нем, живет среди людей, животных, растений и неживой природы. Даже монах, запершийся в келье навечно, не может отделить себя от природы, он может питать иллюзию, что есть только он, стены кельи вокруг него и Бог, для которого он старается. Но достаточно ему проявить желание, как он выйдет из кельи и окунется в мир, который никуда не делся. Так же и солипсист, «гносеолог», как Вы говорите, не может ни от кого отделиться. Но он указывает непонимающим, грубо говоря, «недогоняющим», «неврубающимся», что глупо говорить о чем-то, существующем вне головы субъекта, ведущего какое-либо наблюдение и рассуждение. Примерно та же ситуация, как у ученого пытающегося убедить дикарей, что Земля не плоский блин, плавающий в бесконечном океане, а материальный шар, летающий вокруг Солнца. Причем по сложности доказательства мой гипотетический ученый находится в гораздо более тяжелой ситуации, чем любой солипсист. В истине солипсизма можно убедиться только хорошо поразмышляв над тем, что, в сущности, очевидно, а вот доказать, что Земля шар, летающий вокруг Солнца возможно только при помощи специальных приборов и людям, знающим математику, да, и другие науки.

 

Как можно говорить о каком-то «отлучении»? Если я разглядываю свою руку и понимаю, что она находится в моем представлении, которое образуется временем и пространством (двумя априорными формами, в которых субъект воспринимает любой возможный опыт (С) Кант), разве я от нее отлучаюсь? Так же я не отлучаюсь ни от своих друзей, близких и всех людей, включая Вас, которому пишу.

 

В самом деле, я — это единственная форма для мы, и ничего больше.

 

А что нужно еще? Я знаю себя. Я предполагаю, что другие подобны мне. Объединяя себя с другими по принципу сходства, родства, я могу говорить «мы». Но форма этого «мы» действительно только мое я.

 

Если убрать этот смысл, то я становиться пустым звуком. Другое дело, что и я и мы могут быть относительные и абсолютные.

 

Я не становлюсь сам для себя пустым звуком даже, если фантазирую и в своих фантазиях представляю, что никого больше, кроме меня не существует. Вполне легко я воображаю, что всё на свете только мираж, только кино, которое мне крутит неведомый киномеханик, про которого я уж точно ничего не знаю. Ну, мираж все! А почему я тогда должен стать «пустым звуком»? Да, ничего подобного. Отлично я живу с любыми представлениями, сколь бы фантастичными они мне иногда не представлялись.

Про относительность я и мы, по-моему, рассуждать излишне. Что угодно можно увидеть, как абсолютным, так и относительным

 

Повторю, намеренная изоляция кого-то из нас от остальных делает его пустотой из которой ничего нельзя вывести. Если это солипсизм, то солипсизм пустой, никчёмный, лишённый всякого практического смысла, игрушка праздного ума.

 

Изоляция ничего не решает. Да, я и показал выше, что никакой изоляции нет. Взаимоотношение с миром, с людьми, строится вне зависимости от того, являются ли эти вещи пустотой или нет. Это вопрос вполне праздный. Все на свете, в сущности, пустота. Бытие пусто. Так, есть некоторые шевелениями, я лично пытаюсь с этим разобраться. Для меня это не игрушка праздного ума. Но, если для кого-то игрушка, я не против.

Частный практический смысл у вещей и людей есть всегда, а в целом какой практический смысл может быть даже у всего множества реальных людей, каким они мне представляются, когда они сегодня есть, а завтра их нет, а послезавтра нет Земли и нет Вселенной?

 

Ну, и что вы будете, если убрать все предметы желаний, страхов, мыслей? Пустая возможность мыслей и чувств…

 

Лично я не возражал бы, чтобы даже такой возможности не осталось. Я в этом вопросе, знаете ли, единомышленник Будды.

Но, должен заметить, это очень большая проблема, уборка всех этих вещей. И даже для тех, кто этого хочет. Тот же, кто не хочет, может ими развлекаться столько, сколько будет отмеряно судьбой.

 

Ваше "я" может быть наполнено всем только в случае, если вы определяете себя как Одного из Всех (Нас).

 

Мне поневоле и очень часто приходится определять себя, как «одного из нас». Это необходимое условие жизни. Но из этого не следует, чтобы я не понимал, что я это я, а всё остальное только предметы в моем представлении, даже, если эти предметы, скажем, мои друзья или родственники.

 

Если по-другому, то вы будете наполнены тем эмпирическим мусором, который вашему "я" удалось нахватать за время вашей бытности господином Кончеевым. :)

 

Вы так говорите, как будто, признавая себя «одним из нас», я не являюсь наполненным абсолютно тем же мусором. Этим «мусором» я естественно наполнен, так же естественно мне предполагать, что им наполнены и Вы и все, думающие или хотя бы чувствующие существа. Каждый своим. Можно назвать это «мусором», а можно «золотом и бриллиантами образов и понятий», вопрос только терминологии, суть одна.

 

    С некоторых пор я принял решение его (В.С. Соловьева) не читать и не перечитывать.

 

Пойти пешком назло кондуктору? :)

 

Отдавая должное таланту писателя Соловьева, я в один момент (лет 25 назад) понял, что у Соловьева есть бесспорный для меня дефект мышления (т.е. в каком-то смысле он сумасшедший), после этого я решил, что подробно изучать мне его излишне. Многие великие мыслители проявляли определенные признаки безумия. Но есть как бы грань. Увиденное в В.С. меня навсегда от него отвадило.

 

У меня такое впечатление, что вы Соловьёва совсем не читали, если так пишете…

 

Я внимательно прочел книгу «Оправдание добра», которой был так возмущен Л.Н. Толстой. И я с ним согласен. «Три разговора», которые произвели на меня слабое впечатление, возможно из-за того, что я был тогда очень далек от того, что там обсуждалось. Прочел еще несколько статей, в которых были блестящие пассажи. Было это давно, и я много забыл. Правда, я делал конспект. Ведь книги брались в спецфонде, куда попасть было непросто. Потом перечитывал. Разумеется, я многое забыл. Но, поскольку христианство Соловьева сомнению не подлежит, я и написал импровизацию, с которой бы он к Вам обратился, если бы обратился по поводу Вашего «пробуждения».

 

Вообще, если понимать под солипсизмом фальшивую априорную изоляцию себя от остальных, то я конечно не солипсист.

 

Почему «фальшивую», и почему «изоляцию»? Никто не изолирует себя ни от кого. На этом форуме полно солипсистов и они общаются между собой и с теми, кто с идеей солипсизма не согласен. Согласен, что может быть солипсист, который сочтет такое поведение противоречивым и для солипсиста недопустимым. Это его дело. Я, например, хоть и солипсист, но ярко выраженный «открытый индивидуалист», для меня общении с другими естественно.

Я солипсизм искренний, в моих декларациях нет никакой фальши. Априорность же солипсизма следует из очевидных фактов, которые я обнаруживаю в своем сознании и в своих рассуждениях. Мне представляется, что аналогичные рассуждения может произвести любой подобный мне человек, имеющий в наличии те же факты.

 

Но мне просто кажется, что солипсизм можно понимать и глубже, найдя в нём частичку истины, которая и делает его привлекательным для некоторых. Я такое и пытаюсь сделать — может быть и неудачно. :)

 

Увы, Вы действительно (возможно, пока) не солипсист. Солипсизм ― не убиваемая концепция, а потому он истинен. Нет рассуждения, которое ему можно противопоставить, если онтологизировать не природу или социум, а собственное cogito. C этим были согласны известные философы: Кант, Витгенштейн и даже наш великий умник В.И. Ленин. «Нельзя опровергнуть субъективного идеалиста, если он последовательно проводит свой взгляд». Материализм и эмпириокритицизм.

 

Дискутировали Вы нормально, а, значит, удачно. Дали возможность всем высказаться и ясно высказались сами.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
2 October 2011
3:48
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline
84

Но он указывает непонимающим, грубо говоря, «недогоняющим», «неврубающимся», что глупо говорить о чем-то, существующем вне головы субъекта, ведущего какое-либо наблюдение и рассуждение.

А непонимающие указывают солипсисту, что "голова субъекта" — это такой же объект, как и все остальные. Да и сам "субъект", изолированный от остального — это тоже объект мышления. :)

А что нужно еще? Я знаю себя. Я предполагаю, что другие подобны мне. Объединяя себя с другими по принципу сходства, родства, я могу говорить «мы». Но форма этого «мы» действительно только мое я.

Я — это просто способ отделить себя от остальных. Фактически, это "не остальные" — то есть чисто отрицательное определение. Нет остальных — нет и солипсиста, потому что ему нечего отрицать для получения "я".

Вполне легко я воображаю, что всё на свете только мираж, только кино, которое мне крутит неведомый киномеханик, про которого я уж точно ничего не знаю.

Хм, а откуда у вас представление о "мираже"? Не позаимствовали ли вы его у "остальных", которые есть только мираж?

Лично я не возражал бы, чтобы даже такой возможности не осталось. Я в этом вопросе, знаете ли, единомышленник Будды.

Лично вы не возражали бы, если бы учичтожилась сама возможность вашей личности?

Мне поневоле и очень часто приходится определять себя, как «одного из нас». Это необходимое условие жизни. Но из этого не следует, чтобы я не понимал, что я это я, а всё остальное только предметы в моем представлении, даже, если эти предметы, скажем, мои друзья или родственники.

Вот как раз очень показателен сам факт, что вы на практике вынуждены противоречить своей теории.

Вы так говорите, как будто, признавая себя «одним из нас», я не являюсь наполненным абсолютно тем же мусором.

Определяя себя как Одного из Нас Всех вы получаете возможность переработки этого мусора в цельную систему.

Я внимательно прочел книгу «Оправдание добра», которой был так возмущен Л.Н. Толстой. И я с ним согласен. «Три разговора», которые произвели на меня слабое впечатление, возможно из-за того, что я был тогда очень далек от того, что там обсуждалось. Прочел еще несколько статей, в которых были блестящие пассажи.

Практически вы знакомы только с "поздним" Соловьёвым. А самый интересный — ранний Соловьёв, когда он был ещё полон задора и энергии.

Я, например, хоть и солипсист, но ярко выраженный «открытый индивидуалист», для меня общении с другими естественно.

Открытый индивидуалист — это суррогат Одного из Нас. Непонятно, насколько вы "открыты" — может это только семья или нация… Это дело вашего произвола и вкуса.

Априорность же солипсизма следует из очевидных фактов, которые я обнаруживаю в своем сознании и в своих рассуждениях. Мне представляется, что аналогичные рассуждения может произвести любой подобный мне человек, имеющий в наличии те же факты.

Я когда-то тоже так думал. Но сейчас полагаю, что гламурный солипсизм — это просто поза, просто банальное обожествление своего пустого "я".

Нет рассуждения, которое ему можно противопоставить, если онтологизировать не природу или социум, а собственное cogito.

Ну, как вы не понимаете, что нет никакого "когито" без остальных. Поместите детей в изолированные комнаты и научите их только одному слову "я", а больше ничему не учите. Это будут чистейшие солипсисты — только что с этого? :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
3 October 2011
11:11
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline

КОНЧЕЕВ: Вопросы и ответы начинают повторяться. Какой смысл толочь воду в ступе? Вы неспособны анализировать то, что в Вас же и находится. Я помочь Вам бессилен.

 

Я все-таки отвечу на наиболее мне нравящиеся реплики. И, вот, Вам две ссылки. Там всё, о чем мы говорим, изложено систематически. Еще и обсуждение есть.

 (Ссылки я почему-то не вижу в посте, хотя в редакторе они есть. Можно найти по поиску: Кончеев, "Солипсизм", "Проклятие солипсизму")

ОДИН ИЗ НАС: А непонимающие указывают солипсисту, что "голова субъекта" — это такой же объект, как и все остальные.

 

КОНЧЕЕВ: И тем самым демонстрируют, что так ничего и не поняли. НЕТ НИЧЕГО ВНЕ ГОЛОВЫ И САМОЙ ГОЛОВЫ НЕТ.

 

ОДИН ИЗ НАС: Нет остальных — нет и солипсиста, потому что ему нечего отрицать для получения "я".

 

КОНЧЕЕВ: ОСТАЛЬНЫХ НЕТ! НЕТ! НЕТ! А я есть. Я это точно знаю, потому что вот он я. А Вы только МОЕ ДОПУЩЕНИЕ, МОЯ ФАНТАЗИЯ на тему что где-то есть какой-то тоже я, похожий на меня. Я фантазирую, лгу себе и понимаю это. И делаю я это, потому что так устроен. Я не знаю, почему я так устроен, но я не вру себе и не изобретаю материи, вселенной, природы, социума, физических законов, которые меня якобы породили. ЭТОГО НИЧЕГО НЕТ. ЕСТЬ ТОЛЬКО Я И ТЕ ХИМЕРЫ, КОТОРЫМИ Я НАПОЛНЕН. Вы тоже для меня только химера, а мое общение с Вами только такая тактика. Читайте «Проклятие солипсизму». Ссылка вторая.

 

ОДИН ИЗ НАС: Хм, а откуда у вас представление о "мираже"? Не позаимствовали ли вы его у "остальных", которые есть только мираж?

 

КОНЧЕЕВ: Я и рад бы позаимствовать что-либо у «остальных», но остальных нет, есть только я. А представление о миражах взято из самих же миражей. А откуда же еще? Ничего другого нет. Есть Я. НЕСОМНЕННОЕ Я. И есть мираж. Мир на самом деле очень прост. Есть Я, и есть МИРАЖ. А, вот, то, что мираж (хоть в Вашем, скажем, лице) пытается мне внушить, я игнорирую. Мираж утверждает вещи, о которых я в точности знаю, что их нет. Да хоть все 6 миллиардов ДРУГИХ соберутся и будут кричат мне в лицо: «Мы есть, мы есть». Я спокойно отвернусь и уйду, потому что я точно знаю ― их нет.

Нет, я общаюсь. Делаю разные вещи, которые мираж меня делать заставляет. Это он умеет преотлично. Но лжи в себя я входить не позволяю. Кто бы, что ни говорил, ни утверждал, я знаю то, что знаю. Есть я, есть мираж. Почему так, я не знаю.

Те, кто о мираже думают, что это самая что ни на есть материальная вечная реальность, «данная нам в ощущениях и независящего от нашего сознания», увы, на вопрос о происхождении реальности, ответить ничего не могут. Самый лучший ответ, что я слышал: «Реальность, Вселенную, весь наш мир создал Бог». Неплохо. Но ложь, конечно.

 

ОДИН ИЗ НАС: Лично вы не возражали бы, если бы уничтожилась сама возможность вашей личности?

 

КОНЧЕЕВ: Меня бы это очень устроило. Согласно буддизму, который я очень уважаю, личность есть иллюзия (учение о нереальности «я»). В основе мира находится дхармовое тело Будды «…(дхармакая), которое представляет собой вечное и изначально пробужденное сознание, составляющее основу и природу всех прочих состояний сознания». Торчинов. «Религии мира. Опыт запредельного».

Мне нравится эта мифология, которая для меня подтверждается моим личным опытом.

 

ОДИН ИЗ НАС: …очень показателен сам факт, что вы на практике вынуждены противоречить своей теории.

 

КОНЧЕЕВ: Я не «противоречу своей теории», а действую так, как требует устройство того мира, где я нахожусь. Мне что же, ходить и доказывать миражам, что они миражи?

Я постоянно помню, кто я, и что такое мир. Если по каким-то разумным соображениям, которые мир мне сумеет доказать, потребуется на площади днем раздеться, стать на голову и прокукарекать, то я и это сделаю. К счастью, этого пока не требуется.

 

ОДИН ИЗ НАС: Открытый индивидуалист — это суррогат Одного из Нас.

 

КОНЧЕЕВ: Согласен. Это всего лишь мифология. Так, рассуждение для удобства. Если никого нет, то и быть этими никем совершенно невозможно. Кстати, семья, нация ― это тоже мифология. Своего рода имплант в мир солипсиста.

 

ОДИН ИЗ НАС: Ну, как вы не понимаете, что нет никакого "когито" без остальных.

 

КОНЧЕЕВ: А как Вы не понимаете, что для «когито» никакие остальные не требуются?

Вспомнилась шутка из книги Роберта Уилсона: «Человек без бога, все равно, что рыба без велосипеда». Вот и я занимаюсь мышлением без страданий по «остальным», прекрасно зная об «остальных», что они собою представляют. Они мыслить мне не мешают. По большей части я и не помню о них.

 

ОДИН ИЗ НАС: Поместите детей в изолированные комнаты и научите их только одному слову "я", а больше ничему не учите. Это будут чистейшие солипсисты — только что с этого? :)

 

КОНЧЕЕВ: Ну, я пока еще не доктор Менгеле, чтобы мучить детей ради экспериментов. Они вырастут, и многие из них поймут сами, что они солипсисты. Что с этого? Строго говоря, не знаю, потому что отвечаю только за себя. Но, вообще-то, например, современная физика находится в тупике именно потому, что хочет, чтобы наблюдатель был одновременно и объектом и субъектом. Слышали, наверное, про копенгагенскую интерпретацию? Но, ИМХО, широкое распространение солипсисткого понимания себя и мира может быть как вредно, так и полезно. Мне такое понимание полезно. А за большинство (иллюзорное, иллюзорное) я не волнуюсь. Вряд ли этот импринт (запрет на понимание истины солипсизма) когда-нибудь ослабнет в большинстве людей.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
3 October 2011
20:11
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

Нет, я общаюсь. Делаю разные вещи, которые мираж меня делать заставляет. Это он умеет преотлично. Но лжи в себя я входить не позволяю. Кто бы, что ни говорил, ни утверждал, я знаю то, что знаю. Есть я, есть мираж. Почему так, я не знаю.

Ну хорошо, делайте то, что вас заставляют и наслаждайтесь вашим миражом и незнанием. Не смею вам мешать в этом. :) Заметки прочту на досуге…

 

Кстати, насколько мне известно, Будда признавал Нас Всех, хотя и в абстрактной форме "космического сверхсознательного".

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
4 October 2011
14:27
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline
87

ОДИН ИЗ НАС: Кстати, насколько мне известно, Будда признавал Нас Всех, хотя и в абстрактной форме "космического сверхсознательного".

 

КОНЧЕЕВ: Будда признавал Нас Всех примерно так же, как и я признаю Нас Всех. В буддизме (как, кстати, и в веданте) есть концепция строгой истины и истины профанической. На уровне профанической истины мы все существуем в качестве отдельных субъектов. Строгой истиной является то, что весь мир с его субъектами и объектами, является сознанием Будды и ничем иным.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
5 October 2011
3:16
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline
88

Строгой истиной является то, что весь мир с его субъектами и объектами, является сознанием Будды и ничем иным.

"Сознание Будды" — это такая же пустышка, как и "Я", которыми, сколько не надувай щёки, и собаки из-за печки не выманишь. :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
5 October 2011
11:13
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline

«Сознание Будды», если и пустышка, то в точности такая как «Один из Нас», «Нас», «Мы», «Вселенная», «Мир», «Природа», «Социум», «Культура» и прочие, которые создаются осмыслением многообразного опыта (с).

 

А вот «Я» по сути не пустышка (а если Вы так думаете, то, значит, ни в себе, ни в мире ничего не понимаете), а тот субъект, что размышляет или даже не размышляет, просто пребывает в сознании того, что он пребывает в сознании. Мне уж надоело это повторять.

Дам-ка я одну цитату, которую очень люблю, а заодно сообщу и место, откуда ее можно взять.

 

«Истинная философия, во всяком случае, должна быть идеалистическою. Да, она должна быть такою, если только хочет быть честною, ибо нет ничего несомненнее того факта, что никто и никогда не может вылезть из себя, чтобы непосредственно отождествиться с предметами, отличными от него. Все, о чем он имеет верные, а потому и непосредственные сведения, лежит только в пределах его сознания. Поэтому, вне сознания для него не существует никакой непосредственной достоверности, а первые основоположения науки должны иметь именно такую достоверность. С эмпирической точки зрения других наук вполне естественно признавать объективный мир, как такой, как данный безусловно; но это невозможно для философии, которая сводит вопросы к первым и первоначальным элементам. Только сознание дано нам непосредственно, поэтому основы философии должны покоиться прежде всего на фактах сознания, — поэтому-то она, по самому существу дела, и должна быть идеалистическою. Реализм, который завоевывает себе симпатии людей с неразвитым мышлением своею кажущеюся фактичностью, на самом деле выходит из вполне произвольного положения и поэтому является каким-то хрупким воздушным замком, так как он перепрыгивает и отрицает самый первый и самый несомненный факт, — и именно тот, что все, что мы знаем, лежит в нашем сознании. То понимание дела, что объективное существование вещей обусловливается, прежде всего существом представляющим, и что, следовательно, объективный мир существует только как представление, — вовсе не гипотеза и, еще того меньше, не какой-либо безапелляционный приговор или парадокс, поставленный ради споров и пререканий; нет, это самая достоверная и самая простая истина, познание которой затрудняется только — как тем, что она слишком проста, так и тем, что не все люди имеют достаточно рассудительности, чтобы от внешних предметов вернуться к первым элементам своего сознания. (Выделил курсивом я, Кончеев.) Абсолютно и безусловно объективного существования никогда и не может и быть, потому что такое существование прежде всего совершенно не мыслимо, ибо объективное, как такое, всегда и по существу дела имеет свое бытие только в сознании субъекта, — является, следовательно, его представлением и поэтому и обусловливается и им, и основными формами его представления; а эти формы в свою очередь присущи субъекту, а не объекту».

 

А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление», том 2, гл. 1.

 www.koncheev.narod.ru/shopen.htm

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
6 October 2011
1:19
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

А вот «Я» по сути не пустышка (а если Вы так думаете, то, значит, ни в себе, ни в мире ничего не понимаете), а тот субъект, что размышляет или даже не размышляет, просто пребывает в сознании того, что он пребывает в сознании.

Понимаете, господин Кончеев, вы с вашим любимым Шопенгауэром зациклились на внешних органах чувств. И это ваша главная ошибка. Солипсизм (как вы его понимаете) — это крайняя форма сенсуализма. Есть только внешние чувства — и всё. Но на самом деле, есть ещё и внутреннее чувство (интуиция). Это то, о чём говорят в выражении "нутром чую". В христианстве это называется "чистота сердца". Так вот, это внутреннее чувство очень ясно говорит каждому из нас, что он не один на свете, что есть остальные, что есть Мы Все, наконец.

 

А "идеалисты" отбрасывают внутреннее чувство и сразу же оказываются в "ловушке солипсизма". А у женщин и особенно детей внутреннее чувство очень хорошо развито и потому им всякий солипсизм и кажется бредом. :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
9 October 2011
5:28
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

Вообще говоря, если убрать всё внешнее для "я", то есть перекрыть все впечатления и стереть всю память о каких-либо впечатлениях, то что же останется от "я"?

Пустое место.

Сбылась мечта солипсиста — он превратился в пустое место. Когда спал, был кем-то, а теперь — пустое место. :)

Что касается Шопенгауэра, то при всём к нему уважении не могу не вспомнить о том, как этот проповедник "самоотречения воли" и "бесстрастия" по-детски завидовал славе Гегеля. :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
9 October 2011
13:41
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline

I

Начну с конца. С отношений Шопенгауэра и Гегеля. У Шопенгауэра встречается на удивление много прямо-таки поношений Гегеля, как философа, в очень многих местах его сочинений. Надо признать, что и другим философам доставалось неслабо, но Гегелю больше всех. У Шопенгауэра был очень резкий характер. Можно сказать, он этим очень хорошо известен. Возможно, эти его отзывы о Гегеле и породили миф, что Шопенгауэр поносил Гегеля из зависти. Кстати, повод для зависти действительно был, Гегель всячески превозносился как «сумма философии», в то время как Шопенгауэр, считавший себя уникальным гением (я, кстати, тоже так считаю), был никому неизвестен и абсолютно не признан.

Я прочел все основные произведения Шопенгауэра и неоднократно. Для меня ясно как белый день, что произведения Гегеля (не он сам, ни его слава) не могли вызвать у Шопенгауэра ничего, кроме отвращения и презрения. Поношения Гегеля Шопенгауэром всегда к месту, обоснованы и действительно имеют крайне резкий характер. Я даже иногда задумывался, а не лучше ли было Шопенгауэру высказываться без такого напора ярости? Спокойно, объективно. Тогда его слова могли бы оказывать более сильное действие, приниматься не как ругань, а по существу. Но потом я понял, что Шопенгауэр просто не видел в этом никакой необходимости. Более того, понимая, что пишет, в сущности, для потомков, Шопенгауэр хотел, чтобы его противостояние (не Гегелю (там нет предмета для противостояния), а «гегельянщине») было сформулировано как можно более однозначно и резко. В сущности, я лично весьма благодарен Шопенгауэру за все то, что он мне сказал о Гегеле. Я, правда, никогда на счет Гегеля и не заблуждался. Еще до знакомства с Шопенгауэром и его взглядами на творчество Гегеля, я думал примерно то же, что и Шопенгауэр: тому, кто читает «Феноменологию духа», не чувствуя, что она создана обитателем сумасшедшего дома, сам достоин помещения в этот дом. Я так думал 40 лет назад, думаю так и сейчас. А, уж, мне завидовать Гегелю точно никак невозможно и незачем.

 

Я вижу, что Шопенгауэр в принципе не мог завидовать Гегелю, как нормальный человек не может завидовать глупости и уродству. Как говорил Остап Бендер, я человек завистливый, но тут завидовать нечему. И еще Шопенгауэр считал, что для того чтобы быть действительно независимым философом, надо быть свободным, а значит, не зависеть ни от какого начальства. Что он в своей жизни и выполнил.

 

Я совершенно согласен с Шопенгауэром, что философия Гегеля это абракадабра, набор слов, способная совершенно искалечить интеллект у молодого или неподготовленного человека. Что, кстати, я сейчас и вижу, когда сталкиваюсь с умными обсуждениями великих гегелевских открытий. Для меня лично долго оставался загадкой феномен удивительного успеха гегелевской философии. Но, прочитав «Бунтующего человека» А. Камю, я понял, в чем секрет. Не буду здесь излишне загружать форум. Скажу только, что причины этого явления не философские, а, так сказать, социально-нравственные. Примерно на этом основан более поздний успех материалистической марксовской философии (порожденной, несомненно, Гегелем).

 

II

 

Нет, ни я, ни Шопенгауэр не зациклены на внешних органах чувств. Это современники Шопенгауэра французские философы были «зациклены» на показаниях чувств. У Шопенгауэра тщательно проанализирован аппарат восприятия, работа рассудка и разума. Каждому определено свое место.

 

Основываясь на моих словах, возможно, Вы ошибочно причислили Шопенгауэра к солипсистам. Он никогда не был солипсистом. Это я солипсист, да, и то с некоторыми оговорками. (Кстати, вчера я опубликовал свою статью как раз на эту тему: Шопенгауэр и его отношение к солипсизму.   "МНЕНИЕ ШОПЕНГАУЭРА О ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ЭГОИЗМЕ (СОЛИПСИЗМЕ) И О ЕГО ПРОТИВОСТОЯНИИ ЗАДАЧЕ ФИЛОСОФИИ")

 

Что же касается интуиции, то в части того, что нам естественно принимать все окружающее независимым от моей наличной индивидуальности, объективно, а за другими признавать наличие в них той же души, что и во мне, то с этим никто и не спорит. То есть, Вы пытаетесь приписать солипсистам непонимание того, что они живут в мире людей и с людьми (как и мысль такая могла появиться?), но ведь солипсисты обычные люди (в большинстве), живущие вполне успешно в этом мире, в котором никто и не подозревает об их убеждениях.

 

Можно признать солипсизм крайней формой сенсуализма, ну и что? Я что должен начать себе врать или вывихивать себе мозги, чтобы перестать быть крайним сенсуалистом? Да, и зачем? Что в этом такого ужасного? Вы так это сказали, как будто это какая-то педофилия.

 

Для того чтобы иметь чувство, что ты не один на свете, а находишься в обществе себе подобных, вовсе не требует какое-то особое внутреннее чувство, чистота сердца, совсем не требуется это «чувствовать нутром». Это нам прирожденно. Примерно так, как молодому самцу прирожденно видеть в определенного рода конгломерате костей, кожи и мышц объект сексуального вожделения. Это естественно и нормально.

На этом форуме этот вопрос, фактически, не обсуждается. Обсуждается солипсистская парадигма, а так же связанные с ней философские и гносеологические проблемы.

 

Отнюдь не всем женщинам солипсизм кажется бредом. Я знаю нескольких таких, которым совсем не кажется. И в реале, и в виртуале. Даже Бертран Рассел упоминает о письме к нему одной дамы, которая удивлялась, что такая простая вещь как солипсизм, до людей совершенно не доходит.

 

Но, могу согласиться, есть множество людей, которым знание о солипсизме, да, и вообще, знания философские совершенно не нужны. У них в этом мире совсем другие задачи, а стало быть, и дарования.

 

Один Из Нас: Вообще говоря, если убрать всё внешнее для "я", то есть перекрыть все впечатления и стереть всю память о каких-либо впечатлениях, то что же останется от "я"?

Пустое место.

Сбылась мечта солипсиста — он превратился в пустое место.

 

Разумеется, не у каждого солипсиста есть мечта, превратиться в пустое место. Даже у меня ее нет. Я хочу, чтобы в «пустое место» превратилось наличное бытие, потому что именно таково его нормальное состояние. Это, между прочим.

 

Я думаю, что предложенный Вами эксперимент провести невозможно. Хотя бы потому, что не может быть добровольцев. Да, и еще вопрос, корректно ли его проводить даже на добровольцах. Поэтому придется ограничиться теоретическими рассуждениями и ссылками на опыт добровольных искателей истины.

 

Гуссерль прав, всякое сознание всегда сознание чего-то. Если убрать из сознания абсолютно всё, останется ли нечто, что являлось носителем «сознания о»?

Я исхожу из того, что нечто останется. Вот мои соображения. 1. Сознание всегда хоть чем-то наполнено. Это элементы n1, n2, n3 … nm. Чистое сознание это n0=0. Ну, нет в сознании ничего, но почему оно само должно куда-то деться? 2. Я верю солидным авторитетам. Есть множество людей, которые занимались и занимаются особого рода психическими упражнениями, в которых достигают состояния чистого сознания. Есть описания этих состояний. 3. Я верю авторитету Вед. Веды появились не в фантазиях их создавших, а на основе грандиозного мистического опыта тысяч и тысяч людей. В Ведах и Упанишадах утверждается, что в основе бытия находится Парабрахман, обладающий абсолютными бытием, сознанием и блаженством (сат, чит, ананда). Весь же мир, все живые существа и с их частными сознаниями есть только иллюзия (майя), создаваемая Парабрахманом. Парабрахман и есть то чистое сознание, которое может иметь любой, очистивший свое сознание от его тривиального содержимого. 4. Я сам мистик, имеющий мистический опыт. Этот опыт мне говорит, что сознание есть метафизический и онтологический принцип бытия.

 

Еще мне пришла интересная мысль по поводу предложенного Вами эксперимента. Если взять группу детей (или одного ребенка), поместить их в некое помещение, где их будут воспитывать и обучать люди, появляющиеся на экранах мониторов, но никогда реально, то, даже не видя никого любое количество лет, в принципе, они вырастут вполне адекватными людьми, при условии, что воспитание и обучение будет качественным. Эти люди, будучи помещены во взрослом состоянии в реальный мир, смогут жить в нем вполне полноценно.

Солипсист смотрит на мир, как на изображение на мониторе его сознания. И это очень последовательный взгляд. При чем тут интуиции и чистота сердца? Вполне у него может быть очень чистое сердце. А никаких интуиций и чутья, чтобы воспринимать мир, как некий объект, данный тебе в ощущениях, вовсе не требуется.

 

Честно говоря, вообще не понял о какой «ловушке солипсизма» Вы толкуете. По аналогии могу сконструировать и другие ловушки: ловушка математики, ловушка химии, ловушка вселенной, ловушка материализма и т.п. Человек ищет истины и иногда их находит. Раз истина искалась, значит для чего-то она нужна. Солипсисты думают, что солипсизм очень важная истина. Особо на это указывает тот факт, что большинство людей, обладающих какими-никакими мыслительными способностями, постичь эту истину неспособны.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
10 October 2011
3:38
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

Для того чтобы иметь чувство, что ты не один на свете, а находишься в обществе себе подобных, вовсе не требует какое-то особое внутреннее чувство, чистота сердца, совсем не требуется это «чувствовать нутром». Это нам прирожденно.

Это одно и то же.

Сознание всегда хоть чем-то наполнено. Это элементы n1, n2, n3 … nm. Чистое сознание это n0=0. Ну, нет в сознании ничего, но почему оно само должно куда-то деться?

Если яблоко имеет объём в 0 см3, то почему само яблоко должно куда-то деться?

Весь же мир, все живые существа и с их частными сознаниями есть только иллюзия (майя), создаваемая Парабрахманом.

С какого перепугу Парабрахман создаёт в иллюзию?

 

По поводу Шопенгауэра, на мой взгляд, он нисколько не менее косноязычен и многословен, чем Гегель и его так же трудно читать. Хотя, конечно, определённая часть вины в этом, наверное, лежит на переводчиках…

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
10 October 2011
18:45
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

Вообще говоря, польза солипсизма состоит в том, что он позволяет хорошо отличить себя от остальных. То есть на вопрос — кто я? — гламурный солипсит уверенно отвечает: я — не остальные (которых он может, кстати, как считать иллюзией, так и не считать). Но внятный, положительный ответ на вопрос — кто я? — может дать только солипсизм критический, который даёт пустому "я" его высшее предопределение — Один из Нас Всех, возвращая ему мир и подлинный объект для действий.

 

В то время как гламурный солипсист обречён вечно думать одно, а делать — другое. :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
10 October 2011
23:03
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline

Если яблоко имеет объём в 0 см3, то почему само яблоко должно куда-то деться?

 

Яблоко вещь. Сознание не вещь, а то, в чем все вещи находятся, осознаются. Если яблоко имеет размер равный нулю, это означает, что его нет. Если же в сознании находится ноль объектов для созерцания, то это означает только, что сознание пусто, но не означает его небытия, его отсутствия.

 

С какого перепугу Парабрахман создаёт в иллюзию?

 

Я бы и сам хотел это знать. Вообще-то, я знаю. Поскольку в Парабрахмане заложены все возможности (потенции), то в нем есть и потенция самоотрицания. Вот, наш мир и есть реализация этой потенции. Более подробно я об этом говорю в своих работах. Но специальную работу по этому вопросу я пока не закончил. Работаю.

По поводу Шопенгауэра, на мой взгляд, он нисколько не менее косноязычен и многословен, чем Гегель и его так же трудно читать. Хотя, конечно, определённая часть вины в этом, наверное, лежит на переводчиках…

Увы, Вы ошибаетесь. Даже своими недоброжелателями Шопенгауэр признан великолепным мастером именно языка. Шопенгауэр это немецкий Набоков. Супермастер изложения сложнейших вещей в предельно понятной форме.

Разумеется, предмет сложен, а потому и Шопенгауэра бывает читать тяжело. В молодости, когда мне попал в первый раз в руки 2-й том Шопенгауэра в переводе Соколова, я при всем своем восторженном отношении к нему, не мог за один раз прочесть больше одной главы. Содержание сложно, требует осмысления. А написано так, что лучшего невозможно желать.

О переводчиках. Практически все переводы на русский Шопенгауэра хороши. Первым переводчиком Шопенгаэура был поэт Фет. Он перевел первый том. Я его перевод не читал. Его можно купить, но стоит он дорого. Надеюсь, что как-нибудь разбогатею и куплю. Перевод Соколова  Н.М.  1893 года  великолепен. Основной переводчик Шопенгауэра Айхенвальд. В его переводе вышел до революции четырехтомник Шопенгауэра. Издавался с 1901 по 1910 год. Айхенвальд несколько сух. Перевод Соколова сильнее. В настоящее время я пользуюсь двухтомником 1993 года издания, где перевод сделан М.И. Левиной, судя по всему в соответствии с переводом Айхенвальда. Издание хорошее, есть отличные примечания и перевод всех иноязычных текстов.

Шопенгауэр пишет прекрасно. Лучше даже чем наш В. Соловьев, коего слава во многом обязана его способности изъясняться. Гегель не просто косноязыен, он невразумителен. Используемые им слова и понятия можно понимать в столь разных смыслах, что понимание написанного им текста, во-первых, крайне сложно, во-вторых, никогда не имеешь уверенности, что расшифровал его правильно. С Шопенгауэром таких проблем нет в принципе.

 

Не только для Вас, но для любого желающего я предлагаю опыт. Я дам отрывок из Гегеля, из «Феноменологии духа», и дам отрывок из Шопенгаэура из начала первой главы второго тома. Можете сравнить стиль и манеру изъясняться.

ЦИТАТА ИЗ ГЕГЕЛЯ

«Конкретное содержание чувственной достоверности придает ей непосредственно видимость богатейшего познания, больше того, видимость познания бесконечного богатства, для которого одинаково не найти предела как тогда, когда в пространстве и во времени, где оно простирается, мы выходим наружу, так и тогда, когда мы берем какую-нибудь долю этого изобилия и путем деления входим внутрь ее. Кроме того, чувственная достоверность имеет видимость самой подлинной достоверности; ибо она еще ничего не упустила из предмета, а имеет его перед собой во всей его полноте. Но на деле эта достоверность сама выдает себя за истину самую абстрактную и самую бедную. О том, что она знает, она говорит только: оно есть; и ее истина заключается единственно в бытии вещи (Sache). Со своей стороны, сознание в этой достоверности имеется только как чистое "я"; или: я есмь тут только как чистый "этот", а предмет равным образом – только как чистое "это". Я, "этот", достоверно знаю эту вещь не потому, что я как сознание при этом развивался и многосторонне приводил в движение мысль. И не потому, что вещь, которую я достоверно знаю, в силу множества различаемых свойств, сама по себе есть богатое отношение или многообразное отношение к другим. Ни то, ни другое не имеет никакого дела с истиной чувственной достоверности; ни "я", ни вещь здесь не имеют значения многообразного опосредствования – "я" не имеет значения многообразного процесса представления или мышления, и вещь не имеет значения многообразных свойств, – вещь есть; и она есть только потому, что она есть; она есть, – это то, что существенно для чувственного знания, и это чистое бытие или эта простая непосредственность составляет истину вещи. Точно так же достоверность как отношение есть непосредственное чистое отношение: сознание есть "я" и больше ничего, чистый "этот"; единичный знает чистое "это", или единичное». Гегель Г.В.Ф. «Феноменология духа», гл. 1.

 ЦИТАТА ИЗ ШОПЕНГАУЭРА

«В бесконечном пространстве бесконечное количество самосветящихся шаров; вокруг каждого из них кружится дюжина меньших, освещенных шаров, раскаленных внутри, но покрытых затвердевшею холодною оболочкою; на внешней стороне этой оболочки слой плесени, которая производит живых и познающих существ; вот эмпирическая истина, реальность, мир. И все-таки для мыслящего существа очень сомнительное положение стоять на одном из этих бесчисленных, свободно висящих в воздухе шаров, не зная, откуда они и куда идут, — сознавая себя только одним из неисчислимых существ, которые теснятся, толпятся и мучатся в безначальном и бесконечном времени, — безостановочно и быстро то появляясь, то исчезая снова; вдобавок ко всему этому, не видеть ничего постоянного, кроме одной материи и повторения одних и тех же органических форм, которые являются по известным путям и каналам, определенным раз навсегда.

Все, чему может научить нас эмпирическая наука, — это более или менее точное изучение норм и законов всех этих процессов органической жизни. Но философия нового времени, благодаря трудам Беркли и Канта, додумалась до того, что весь этот мир прежде всего только мозговой феномен, что все познание его сопровождается такими многочисленными, важными и различными субъективными условиями, при которых мнимая абсолютная реальность мира исчезает и очищает место для совершенно другого мировоззрения, где этот субъективный феномен ложится в основу всего, т.е. становится в такое же отношение к миру, в каком находится вещь в себе к простому явлению.

«Мир — это мое представление», — вот истина, которую, подобно аксиомам Эвклида, должен признавать, как такую, каждый, кто только ее поймет, хотя она вовсе не принадлежит к разряду тех истин, которые понимает каждый, как только их слышит. Ввести этот закон в сознание и соединить его с проблемой об отношении между идеальным и реальным, т.е. между миром в голове познающего существа и миром вне этой головы, — вот та задача, которая вместе с проблемою о моральной свободе придает такой своеобразный характер философии нового времени.

После того, как в течении тысячелетий ставились опыты чисто объективного философствования, в конце концов открыли, что в числе многих факторов, которые делают мир таким загадочным и полным сомнений, самый главный и самый первый это тот, что существование мира, при всей его неизмеримости и массивности, все-таки висит на одной, единственной ниточке, и что эта ниточка, — каждое отдельное сознание, в котором этот мир существует. Это условие, с которым неразрывно связано существование мира, сообщает внешнему миру, вопреки всей его эмпирической реальности, отпечаток идеальности и вместе с тем оттенок простого явления; вследствие этого, по крайней мере, с одной стороны, в нем надо видеть нечто родственное со сновидениями, — нечто такое, что необходимо относит к одной с ними категории. Те же самые функции мозга, которые во время сна создают объективный, очевидный и почти осязаемый мир, точно такое же участие принимают в представлении объективного мира и в состоянии бодрствования». А. Шопенгауэр. «Мир как воля и представление», том 2, гл. 1.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
11 October 2011
4:00
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

Я бы и сам хотел это знать. Вообще-то, я знаю. Поскольку в Парабрахмане заложены все возможности (потенции), то в нем есть и потенция самоотрицания. Вот, наш мир и есть реализация этой потенции.

Да зачем вообще потенции-то реализовывать? Пусть бы так и оставались чистыми потенциями… Делать было нечего Парабрахману, что ли? :)

Увы, Вы ошибаетесь. Даже своими недоброжелателями Шопенгауэр признан великолепным мастером именно языка. Шопенгауэр это немецкий Набоков. Супермастер изложения сложнейших вещей в предельно понятной форме.

Я не недоброжелатель Шопенгауэра (скорее, наоборот), но позицию его понял лишь в "переводе" Соловьёва, который, на мой взгляд, выразил её гораздо более талантливо и понятно. Думаю, Шопенгауэр при всей его ворчливости, одобрил бы изложение Соловьёва (за исключением критики, разумеется).

В приведённых вами цитатах не увидел особого различия. Вам, возможно, не приходилось читать, когда написано действительно понятно. Если у вас "аллергия" на Соловьёва, то почитайте Трубецкого, Бердяева или того же Булгакова, на худой конец.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
11 October 2011
9:42
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline
97

Один Из Нас: Да зачем вообще потенции-то реализовывать? Пусть бы так и оставались чистыми потенциями… Делать было нечего Парабрахману, что ли? :)

Кончеев: Выходит, что так. (Точнее, было, что делать, вот, и сделалось.) Но, если говорить совершенно серьезно, то, поскольку Верховное Первоначало (заменю этим словосочетанием двусмысленного «Парабрахмана») является абсолютом, то содержит в себе абсолютно все. И, таким образом, реализуется наш мир и каждый из нас, потому что возможность этого существует в потенции абсолютного Начала. Как-то так.

 

Один Из Нас: Я не недоброжелатель Шопенгауэра (скорее, наоборот), но позицию его понял лишь в "переводе" Соловьёва, который, на мой взгляд, выразил её гораздо более талантливо и понятно. Думаю, Шопенгауэр при всей его ворчливости, одобрил бы изложение Соловьёва (за исключением критики, разумеется).

 

Кончеев: У меня нет, вообще-то, аллергии на Соловьева. Я уже объяснял Вам мои особенности восприятия его текстов. Его разъяснение Шопенгауэра с удовольствием прочел бы. Сообщите, где искать, в какой работе Соловьева.

 

Один Из Нас: В приведённых вами цитатах не увидел особого различия.

 

Кончеев: Ну, знаете!!!… Для меня разница как между теоремой о равенстве углов в равностороннем треугольнике и плоским анекдотом скабрезного содержания, рассказанным заикой.

 

Один Из Нас: Вам, возможно, не приходилось читать, когда написано действительно понятно.

 

Кончеев: Ну, это воистину субъективно. Кому-то и Гегель понятен с полуслова. А Хайдеггер льется, как пиво из кружки. Но, вообще-то, я понятливый.

 

Один Из Нас: Если у вас "аллергия" на Соловьёва, то почитайте Трубецкого, Бердяева или того же Булгакова, на худой конец.

 

Кончеев: Читал их, но немного. Они мне как-то не близки (у Бердяева, впрочем, есть очень близкие мне мысли. Особенно меня поразила и понравилась его мысль, что если в Царстве Божием не будет его любимого кота, то тогда и такого Царства ему не нужно.). В отличие от Шестова, скажем. С ним я во многом не согласен, но читаю его всегда с удовольствием.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
12 October 2011
0:13
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline

Кончеев: Выходит, что так. (Точнее, было, что делать, вот, и сделалось.) Но, если говорить совершенно серьезно, то, поскольку Верховное Первоначало (заменю этим словосочетанием двусмысленного «Парабрахмана») является абсолютом, то содержит в себе абсолютно все. И, таким образом, реализуется наш мир и каждый из нас, потому что возможность этого существует в потенции абсолютного Начала. Как-то так.

Ну, содержит и содержало бы. А зачем отпускать, реализовывать? С какого перепугу? Или ваше Первоначало нереально, мнимо? :)

Кончеев: У меня нет, вообще-то, аллергии на Соловьева. Я уже объяснял Вам мои особенности восприятия его текстов. Его разъяснение Шопенгауэра с удовольствием прочел бы. Сообщите, где искать, в какой работе Соловьева.

Кризис западной философии. В Оправдании добра тоже есть немного.

 

Кстати, знаете, как должен был бы выглядеть форум правоверных солипсистов?

Либо везде нули в графе "темы" и "ответы", либо одна тема с постами "Я!", "Нет Я!", "Нет Я!", … :)

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
25 October 2011
3:46
Odin iz Vseh
Member
Forum Posts: 106
Member Since:
4 May 2011
Offline
99

Вот интересная цитата из "Оправдания добра", имеющая, на мой взгляд, прямое отношение к гламурному солипсизму.

Когда перед глазами петуха проводят мелом черту, он, как известно, принимает эту черту за какую-то роковую преграду, переступить которую для него делается совершенно невозможным. Он, очевидно, не в состоянии понимать, что подавляющее, роковое для него значение меловой черты происходит только оттого, что он исключительно занят этим необычным ему и неожиданным представлением и, следовательно, не свободен относительно его. Заблуждение, довольно естественное для петуха, менее естественно для разумно-мыслящего человека. Однако и он слишком часто не понимает, что данное ограничение его субъективности получает свою непреодолимость и непроницаемость единственно лишь от исключительного сосредоточения его внимания на этой ограниченности, что роковая отдельность его «я» ото всего другого заключается только в том, что он представляет ее себе роковою. Он тоже есть жертва самовнушения, хотя и имеющего, конечно, объективные точки опоры, но столь же условные и легко устранимые, как проведенная мелом линия.

Этот самообман, в силу которого единичный человек считает себя действительным в своей отдельности ото всего и такую свою мнимую обособленность предполагает как настоящую основу и даже единственно возможную исходную точку для всех своих отношений, – этот самообман отвлеченного субъективизма производит опустошения не только в области метафизики (которая с этой точки зрения даже совсем упраздняется), но и в сфере нравственной и политической жизни. Сколько здесь из-за этого возникает запутанных теорий, непримиримых противоречий и роковых вопросов! И вся эта неразрешимость и фатальность исчезла бы сама собой, если бы мы, не пугаясь громких имен, приняли в соображение тот простой факт, что эти теории могли быть созданы и эти роковые вопросы могли возникнуть единственно только с точки зрения загипнотизированного петуха.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
7 November 2011
11:45
koncheev
Member
Forum Posts: 34
Member Since:
20 September 2010
Offline
100

Ну, содержит и содержало бы. А зачем отпускать, реализовывать? С какого перепугу? Или ваше Первоначало нереально, мнимо?

 

Вообще-то, это, как говорится, вопрос вопросов. Разумеется, на него нет и не может быть строгого ответа, потому что вопрос задается существом конечным об области, относящейся к бесконечному. Индивидуум, ум его, интеллект всё это вещи очевидно не бесконечные, порождены же они тем (вселенная, природа, бог, Абсолют и т.п.), что бесконечно.

Я обычно излагаю свое понимание, которое представляется мне наиболее убедительной гипотезой. (Кстати, в религиозно-мистических системах мысли часто говорится о творении мира Творцом в результате избытка его производительной мощи.) С какого перепугу? Да, вот, так, от избытка. И по общей бессознательности. Типа мог сотворить и сотворил. «Хай буде». Так и человек иногда возьмет и сделает что-нибудь без всякой задней мысли, а потом сокрушается, зачем я это сделал. Такая аналогия.

Вот, Вы говорите: «Ну, содержит и содержало бы». Но это же не сосуд с содержимым, это Первоначало. Для него иметь возможность сделать и на самом деле сделать ― одно и то же. То есть, следует с необходимостью предположить, что раз наш мир существует, то никоим образом он не мог не возникнуть. Поэтому и вопросы «почему?» и «зачем?) повисают в воздухе. Ответ: «По-другому было невозможно». Вот, я так отвечаю сам себе на этот вопрос.

 

Или ваше Первоначало нереально, мнимо?

 

Вообще-то, Первоначало не только мое, но в той же степени и Ваше, а, точнее, это мы его. То есть, все, имеющее бытие, его. Поистине есть только оно, а вот Я (и «мы», если хотите) в большой степени и мним, и нереален (но не абсолютно все-таки).

 

Кстати, знаете, как должен был бы выглядеть форум правоверных солипсистов?

Либо везде нули в графе "темы" и "ответы", либо одна тема с постами "Я!", "Нет Я!", "Нет Я!", … :)

 

Солипсисту удобнее пользоваться имеющимися формами общения и поменьше декларировать свой солипсизм. Это оптимальная тактика.

Я, кстати, говорил кажется, что солипсист может без всякого противоречия общаться с себе подобными, вполне конкретно придавая им статус реального вне него существования. Как сказал бы Кастанеда, так устроен тональ. Тональ предполагает определенные свойства и правила действования в нем. Маг не спорит с тоналем, а использует его в своих целях.

 

Изучил приведенную Вами цитату из Соловьева.

 

Если его мысль перевернуть, то вполне последовательно было считать его чем-то вроде загипнотизированного петуха, воображающего, что существует «объективный» и «независимый» от его субъективности мир вне него. Соловьев считает солипсиста находящимся под гипнозом, а я, солипсист, считаю Соловьева находящимся в гипнозе. Кто прав? Ответ существует и однозначный. И не в пользу Соловьева. Солипсист может показать, что нет никаких ни теоретических, ни практических возможностей у субъекта выйти за пределы своей субъективности, а обратной возможности нет. Собственно, я понял, что у него имеется единственный довод (крайне слабый), что думать так, как он думает «естественно для разумно-мыслящего человека». Оно, может, и естественно, но ничего не доказывает по существу.

 

В конце же он пишет вообще смешные вещи, чем и показывает свое полное непонимание предмета.

 

Этот самообман, в силу которого единичный человек считает себя действительным в своей отдельности ото всего и такую свою мнимую обособленность предполагает как настоящую основу и даже единственно возможную исходную точку для всех своих отношений, – этот самообман отвлеченного субъективизма производит опустошения не только в области метафизики (которая с этой точки зрения даже совсем упраздняется), но и в сфере нравственной и политической жизни.

 

Возможность метафизики вовсе этим рассуждением не уничтожается, а, наоборот, усиливается. Это «обычные», «внешние», «фронтальные» люди почитают метафизику излишней и даже вредной для «нормальной» жизни.

 

О каких «опустошениях» в «нравственной и политической жизни» Соловьев толкует? Если уберется ложное и лишнее, то и отлично. Если же какой-то политик решит, что он один только на свете существует, а потому надо всех поубивать, то очень скоро жизнь с ним разберется, невзирая на его крайний субъективизм. Даже представлять такого политика смешно и наивно.

 

Сколько здесь из-за этого возникает запутанных теорий, непримиримых противоречий и роковых вопросов!

 

Какая патетическая риторика! Ну, и какие это теории, противоречия, роковые вопросы. Но, если они есть, то не правильнее ли попытаться ответить на вопросы и разрешить противоречия, чем засовывать голову в песок, как, похоже, Соловьев советует?

 

И вся эта неразрешимость и фатальность исчезла бы сама собой, если бы мы, не пугаясь громких имен, приняли в соображение тот простой факт, что эти теории могли быть созданы и эти роковые вопросы могли возникнуть единственно только с точки зрения загипнотизированного петуха.

 

Что за неразрешимость? Что за фатальность? О чем он говорит? Какие громкие имена он имеет в виду? Маха с Авенариусом, что ли? Я не знаю ни одного выдающегося философа, не говоря уж о политике или общественном деятеле, который бы хотя бы допускал в малейшей степени для себя существование солипсизма.

 

По-моему, это все со стороны Соловьева бла-бла-бла на пустом месте.

 

Я лично думаю, что именно убеждение в том, что солипсизм недоказуем, а противоположность солипсизму очевидна, является следствием общественного гипноза. Соловьев сравнил солипсистов с загипнотизированным петухом, а фактически является им сам.

Google Buzz Vkontakte Facebook Twitter Мой мир Livejournal Google Bookmarks Digg I.ua Закладки Yandex
Forum Timezone: UTC 4

Most Users Ever Online: 17

Currently Online: Alex Galat
1 Guest(s)

Currently Browsing this Page:
1 Guest(s)

Top Posters:

Edinstvennaya: 109

Odin iz Vseh: 106

nekto: 47

Alisa: 47

koncheev: 34

Sogood: 14

Member Stats:

Guest Posters: 0

Members: 202

Moderators: 1

Admins: 2

Forum Stats:

Groups: 1

Forums: 2

Topics: 39

Posts: 509

Newest Members: prophet, burbum, Anton Kirilenko, Sogood, lowloudsky, Wanderer

Moderators: Multived (0)

Administrators: I (45), Alex Galat (45)